ПУБЛИКАЦИИ

20.08.2017

Блез Паскаль – победитель времени

На сайте «Двуглавый орёл» опубликована новость издания «Сегодня.ру»:

День 19 августа 2017 года был знаменателен тем, что отсчитал 355 лет со дня кончины французского мыслителя Блеза Паскаля. О нем многие наслышаны еще со школы, как о великом математике, физике и механике. Закон Паскаля стал основой гидростатики. Современный человек, едущий на автомобиле вряд ли задумывается о том, что если бы не открытие Паскаля, то машина бы не имела тормозной системы. Да и, вообще, нынешняя гидравлика обязана своим существованием Блезу Паскалю.

 

Сейчас в честь Паскаля названа единица измерения давления, кратер на Луне и даже один из языков программирования. И это не случайно, гениальный француз заложил основы математического анализа. Теория вероятностей развилась тоже не без его участия. Кроме того, он создал один из первых образцов счетной машины (совсем в юном возрасте, ради облегчения работы отца).


 


Французский гений, если бы родился в наше время получил точно бы прозвание вундеркинда. Мальчик стремился к знанию и отличался особым даром к математике.

 

Паскаля как ученого знают великолепно. Но Паскаль, как богослов знаком современному потребителю информации едва ли. Но его книга «Мысли о религии и других предметах», собранная из нескольких разрозненных рукописей и изданная после ухода в лучший мир самого Блеза Паскаля, отличается глубокими рассуждениями, любовью к Богу и неиспорченной честности (по отношению, прежде всего, к себе).

 

Блезу Паскалю пришлось жить в суровую эпоху. Тогда развернулось противостояние католиков и протестантов в Европе. Причем одновременно с этим противоборством все сильнее и сильнее начало проявляться безверие. 


 

При жизни Блеза Паскаля пошли миазмы, так называемой эпохи Просвещения, с ее глупой атеизацией умов. Скептицизм, агностицизм и обыкновенное антирелигиозное хамство поразили общество. На ряду с этим, инструмент папского престола – орден иезуитов, вполне в духе эпохи, отрицая мораль и нравственность, боролся с инакомыслием всеми бесчестными методами. Паскаль жил в эпоху, которая четко очерчивается словами апостола Павла: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33). История ринулась к обрыву – к революциям, крови и откровенной лжи.


 

Блез стремился к Богу и познанию истины, искал союзников и друзей, но от последних получал только разочарование. Примкнув к протестантскому течению янсенистов (монастырь Пор-Рояль-де-Шан) внутри католицизма, Паскаль незадолго до смерти вынужден был порвать с янсенистами отношения, ибо в споре с католиками они решили капитулировать под давлением властей.

 

К сожалению, мыслитель не имел возможности ознакомиться хоть немного с Православием. Россия только начала заявлять о себе, как о значимой державе. Обратим внимание на даты жизни Паскаля: родился 19 июня 1623 г. в Клермон-Ферране, а умер 19 августа 1662 года в Париже. Как раз в этот период Россия, недавно выбравшаяся из Смуты и по культурному развитию уступавшая Польше, с набирающим силу Расколом, вряд ли могла привлечь ищущего французского любомудра. А Православие на Востоке было задавлено исламской Оттоманской империей. 

 

Паскаль ушел в лучший мир. Но от него нам в наследие достались не только научные труды, но и примечательные «Мысли», которые показывают путь ко Господу нашему Иисусу Христу, точнее помогают найти начало этой дороги.

 

Чему же учит Блез Паскаль?

 

Он пишет: «Евангелие дает человеку утешение, в каком бы положении, в каких бы условиях он не находился. Христос притягивает к Себе всё человечество... Без учения Христа у человека будут пороки и бедствия, заблуждения, мрак, отчаяние, смерть. Исполняя учение Христа, люди могут освобождаться от этого. Во Христе — вся наша добродетель и блаженство. Без учения Христа люди бы заели друг друга, мир сделался бы адом и развратился бы... Только Бог может заполнить вакуум в сердце каждого человека. Ничто из сотворённого человеком этот вакуум заполнить не может. Только Бог, которого мы познаём через Иисуса Христа, заполняет эту пустоту... Познание Бога без познания своей греховности приводит к гордости. Познание своей греховности без познания Бога приводит к отчаянию. Познание же Иисуса Христа приводит на верный путь, так как в Нём находим мы Бога и свою греховность... Есть только три разряда людей. Одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его, эти безумны и несчастливы. Третьи не обрели, но ищут Его, эти люди разумны, но ещё несчастливы... Земную науку надо понять, чтобы её полюбить, а Божественную надо полюбить, чтобы понять её».


 

Всеми порами души Блез ощущает зыбкость человеческого бытия, но и так же он признает и особое предназначение человека, заданное Богом: «В сравнении с окружающим его миром человек не более как слабый тростник; но он — тростник, одаренный разумением.

 

Какого-нибудь пустяка достаточно, чтобы убить человека. И все-таки человек выше всяких тварей, выше всего земного, потому что он и умирая будет разумом своим сознавать, что он умирает. Человек может сознать ничтожество своего тела перед природою. Природа же ничего не сознает.

 

Все наше преимущество заключается в нашей способности разуметь. Одно только разумение возвышает нас над остальным миром».

 

Паскаль прямо говорит: «Бог, который нас создал без нас, не может спасти нас без нас».

 

Блез Паскаль неизбежно приходит к следующему итогу: «Когда истина высказывается человеком, то это не значит того, чтобы истина эта исходила из человека. Всякая истина от Бога. Она только проходит через человека. Если она проходит через этого, а не другого человека, то это только оттого, что этот человек сумел сделать себя настолько прозрачным, чтобы истина могла проходить через него». Паскаль, практически, приближается к отцам и учителям Церкви.


  

Блез Паскаль резко выступает против греха грехов — гордыни: «Одно из злых свойств человека состоит в том, что он любит и уважает самого себя, желает себе блага. Но беда ему, если он любит только самого себя: он захочет быть великим, а увидит, что он маленький; захочет быть счастливым, а увидит себя несчастным; захочет быть совершенным, а увидит себя полным несовершенства; захочет себе любви и уважения от людей, а увидит, что его недостатки отвращают от него людей и внушают им презрение к нему. Видя неисполнения своих желаний, такой человек впадает в самое преступное дело: он начинает ненавидеть ту правду, которая идет ему наперекор; он хочет истребить эту правду, и так как он сделать этого не может, то он в своей душе и в глазах других старается извращать правду, когда только может; и таким способом он надеется скрыть свои недостатки и от других, и от самого себя».

 

Видимо предчувствуя, что случится с человечеством при победе атеистического мировоззрения, Паскаль пишет: «Человеческая нравственность целиком зависит от решения вопроса, бессмертна душа или нет». 

 

Федор Михайлович Достоевский знал и читал этого французского христианина, не отсюда ли и еще из знаменитого «пари Паскаля» («Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё») произрастает его мысль: «…Уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, все будет позволено».


 

По целому ряду вопросов взгляды Блеза Паскаля и Федора Достоевского пересекаются. Это кажется несколько странным, ведь между ними лежат примерно два столетия. И должно было вроде бы возникнуть недопонимание. Однако, странность улетучивается, если припомнить, что французский философ и русский писатель очень любили Господа Бога. 

 

Блез Паскаль победил время. Он с нами. Его тексты будоражат умы людей, ищущих Господа нашего Иисуса Христа. Перед этим поиском время бессильно.

(Авторский вариант текста. Специально для «Сегодня. ру.)

Александр Гончаров


Читать новость на сайте «Сегодня.ру»

СЕГОДНЯ.РУ

Нашли опечатку или ошибку на сайте? Выделите её и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».