• 0
    Корзина

ПУБЛИКАЦИИ

08.05.2019

Град Святого Петра

Автор:

Александр Музафаров.

8 мая 1713 года столица России была перенесена из Москвы в город Санкт-Петербург.

Не так давно сразу несколько российских публицистов либерального толка написали заметки, посвященные «важной исторической дате» — решении Императора Петра Великого о переносе столицы из Москвы в Санкт-Петербург, что произошло в начале мая 1712 года. По мнению авторов, Государь совершил тем самым важнейший исторический акт – развернул Россию от варварской дикости к европейскому просвещению. А вот большевики в 1918 году отбросили Россию от Европы, вернув столицу в Москву. И вот как бы хорошо бы сейчас отказаться от русского варварства и снова вернуться в мир Цивилизации.

Здесь интересны не только традиционное для наших западников «низкопоклонство перед Западом», но и глубочайшее историческое невежество. Впрочем, ему подвержены не только публицисты. О переносе столицы из Москвы в Петербург сообщают и школьные учебники, и популярные книги, и русская википедия, авторы которой, однако, честно оговариваются, что никаких документальных подтверждений существования юридического акта о переносе столицы не обнаружено.

Еще бы! Трудно обнаружить то, чего нет! Дело в том, что вопреки вышеприведенным мнениям, с основанием Санкт-Петербурга Москва не перестала быть столицей России. В этом легко убедиться, открыв любой дореволюционный план или путеводитель по Москве, где большими буквами будет написано – Императорский столичный город Москва.  Юридически в России было две столицы. Да, большая часть государственных учреждений находились в Санкт-Петербурге, но коронация Государей проходила исключительно в Москве. И исключений из этого правила не допускал даже сам державный строитель Петербурга – именно в Москве, 7 мая 1724 года состоялась коронация его супруги – Императрицы Екатерины I.

Иные корни Петербурга.

О том, что Петербург был задумал и строился как Европейский город на русской земле (вернее, на земле, которой еще предстояло стать по-настоящему русской), написано много. Куда меньше пишут о других корнях замысла северной столицы, происходящих из русской истории.

Можно встретить странное утверждение, что Петр основал Петербург, подражая Европе. Странное, потому, что никто из современных Петру европейских монархов новых столиц не основывал. Строго говоря, таких прецедентов в европейской истории почти нет. Всяк король правил там, где его предки – английский – в Лондоне, французский -  в Париже и т.д.

Но для русского человека XVII столетия исторический пример был крайне важен. Кому же подражал Петр Алексеевич? Ответ прост – основателю Константинополя Константину Великому. Идея России как Третьего Рима (идея, родившаяся на русском северо-западе, на Псковской земле) была заново переосмыслена царем, который видел себя не сокрушителем, и не уничтожителем исторической России, а преобразователем. Как Константин дал новую жизнь Римской Империи, так и Петр стремился дать новый вектор развития России. Римский кесарь перенес столицу из сухопутного Рима в новопостроенный город, которому дал не латинское, но греческое имя. Русский Царь основал новую столицу на берегах моря и дал ей имя своего святого покровителя – Град Святого Петра. И это посвящение опять же не случайно и не отражение тщеславия государя. В христианской традиции – град Святого Петра – это Рим. Но настоящий Рим падоша в ересь, а здесь на берегах Невы возникало его новое православное отражение.

Подобно тому, как Иван III, пригласил итальянских архитекторов для постройки нового храма возрожденной России – Московского Успенского собора, так и Петр приглашает итальянца Доменико Трезини, чтобы тот выстроил главный храм нового города. А чтобы современники поняли замысел нового города, в иконостасе этого храма помещены большие иконы Святого Императора Константина и его матери Императрицы Елены.

На окраине нового города все тот же итальянец проектирует еще один архитектурный комплекс, не менее значимый для нового города – Александро-Невский монастырь. Государь пожелал, чтобы его город обрел святого покровителя. А еще – он явственно искал опору своим действиям в русской традиции и истории.

Историки не сомневаются, что на рубеже XVII – XVIII веков вопрос о будущем России стоял как никогда остро. Это была эпоха, когда европейские державы завоевывали мир. Пройдет три века, и потомки завоевателей будут рассуждать о правах человека и (лицемерно или нет) приносить извинения за грехи предков. Но то потомки. А европейцы XVIII столетия смотрели на мир просто – через подзорную трубу с мостика мощнейших орудий войны – парусных кораблей. Смотрели и говорили – «этот остров (провинция, мыс, страна – нужно подчеркнуть) мой немножко будет».

И сила европейской цивилизации была не только в мужестве ее воинов и богатстве ее купцов, но в наличии развитой системы образования.  В Европе были сотни университетов, тысячи школ, научные общества, военные и инженерные академии.

А в России? Первое русское учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия открылось в 1689 году. Первое и единственное. Нет, умные образованные люди были в России, но системы подготовки интеллектуальных кадров не было. Без создания такой системы Россию ждала бы участь колонии или «больного человека Европы». Получить специалистов и создать такую систему можно было опираясь только на европейский опыт.

Но надо ли было вместе с полезным опытом надевать европейский кафтан? Учиться не только хорошему, но и дурному? Нельзя ли было обойтись, скажем, без курения табаку?

Об этом спорят и по сию пору.

Но важно не забывать, что при всех своих проблемах русского общество того времени обладало колоссальным созидательным потенциалом, и умело не только заимствовать, но и творчески осмыслять заимствованное, соединять его с наследием предков (в первую очередь – с духовным наследием) и придавать новый, а вернее свой смысл.

И нет здесь лучшего примера, чем Петербург. С немецким именем, но русской душой, ибо какой может быть душа у города Ломоносова и Державина, Пушкина и Достоевского, Святой Ксении Петербуржской и Святого Иоанна Кронштадтского, святого Государя Николая II Александровича?

Это то, чему надо учиться у предков – можно и нужно заимствовать полезные вещи у кого угодно, но надо всегда понимать для чего это делается, и, творчески соединять нужное с русской традицией, превращая чужое – в свое. Наполняя его русским традиционным смыслом. Как император Петр Великий, создавший русский город Святого Петра.

Александр Музафаров, ИСТОРИЯ, ПУБЛИКАЦИИ

Нашли опечатку или ошибку на сайте? Выделите её и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».