Постимся постом приятным

«И вот, начался Великий Пост». Но что это такое и нужен ли он вообще обычному русскому человеку? Ответ очевиден. Русскому — нужен. Советскому — нет.

Десятки поколений наших предков соблюдали пост. Великий пост, который предшествует Пасхе — главному празднику Православия, был главным и самым строгим. Его соблюдали все, и не по принуждению сверху, а по традиции и вере. Люди не могли даже подумать иначе на протяжении многих веков.

Возникает вопрос. Неужели они все: и простые крестьяне, и дворяне, и ремесленники — были глупы? Зная развитие нашего общества, понимаешь, что это не так. Почему же они постились и что это давало им?

Духовная традиция, передававшаяся из поколения в поколение, создавала сильные духом личности, которые смогли построить наше величественное и непобедимое государство, освоить пространства Сибири и Крайнего Севера, создать выдающиеся произведения, сделать неповторимые открытия. Пост был неотъемлемой частью этой традиции. Именно Великим постом люди внутренне самоорганизовывались. Отказывались от чего-то привычного и приятного. Воздержание и осмысление своей жизни давало возможность, как бы сейчас выразились, «работы над ошибками». Да, сейчас есть психологи и диета. Иногда это правильно и полезно. Но следуя многовековой традиции Великого поста в лоне Церкви, многое из современных веяний не понадобилось бы вообще.

Настоящий пост, который предполагает воздержание в пище, удовольствиях, развлечениях и в искреннем покаянии (исповеди), является ежегодным лекарством. Душа человека настраивается как камертон на общение с Высшей Силой, управляющей мирозданием — с Богом. Причастие, а особенно после великопостного воздержания, работы над собой и покаяния на исповеди, в Великий четверг и в саму Пасху — день Воскресения Христова — дает заряд жизненной энергии на целый год. Человек, очистившись постом, становиться сопричастным в таинстве Святого Причастия самому его Создателю — Богу.

Сам Господь очищает и восстанавливает падшее естество такого человека. Многие верующие испытывали это состояние. Именно этот опыт самосовершенствования с Божьей помощью давал нашим предкам силы и такой мощный и непобедимый дух, могучую волю и радость жизни. И это естественное состояние человека, равно как и рождение, и воспитание детей, передача от поколения к поколению своего опыта, сейчас, увы, забыта.

Сплошь и рядом мы видим проблемы суицида, депрессии, наркомании, игромании, пьянства, измен, абортов и т.д. Человек в своей гордыне стремится найти замену своей внутренней гармонии, которая достигается только общением с Богом, а пост, особенно Великий — одно из важнейших средств его достижения.

Если вдуматься, наши предки были не так уж глупы. Историческая статистика проблем в обществе хорошо говорит об этом. Так что же случилось? Многие из нас еще застали бабушек и дедушек, которые были во многом носителями этого духа и были или есть настоящими подвижниками жизни, неся в себе пример веселого неунывающего настроения, мудрости, внутренней целостности, любви и гармонии. И чем дальше, тем этого больше, а чем ближе к современности — меньше. Что изменилось?

Ответ прост. Уход от традиции и веры несет за собой самость и блуждание человека во тьме страстей, а в конечном счете деградацию и, что самое страшное — потерю воли. Пороки среди некоторых священнослужителей, западная либеральная пропаганда, льющаяся рекой, незаметно подтачивает даже самых стойких и разумных. Но если задуматься, в храм мы идем к вечному — к Богу, и традиция Церкви не измена веками. И те из нас, кто соблюдает ее хоть в малой степени, сопричастен тысячелетнему опыту наших предков, един с ними и получает силу к жизни и целостность собственной личности.

Вот что говорит о посте преподобный Амвросий Оптинский, великий прозорливый старец, живший в 19 веке, к нему приезжали за советом многие наши писатели и знаменитые люди того времени:

Не пища имеет значение, а заповедь. Адам изгнан из рая не за объедение, а за вкушение только запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть что хочешь и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность. При посте и воздержании плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются. Святой апостол Павел говорит: «Если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор.4, 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним — душу. Если, — говорит, — внешний наш человек, то есть тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения».

Здесь показана суть поста.

Кто-то скажет: соблюдать все предписания поста сложно. Но никто и не говорит о строгом выполнении устава обычными людьми. Известный богослов и митрополит высокодуховной жизни владыка Антоний Сурожский говорил о том, что телесное воздержание в пост должно исходить из возможностей и духовной зрелости человека. Как минимум воздержаться от мяса и какого-то горячо любимого лакомства человек точно может. Для того в церкви и есть священники, с которыми можно всегда посоветоваться и взять благословение. В любом случае и Великий пост, и последующая Пасхальная радость должны быть гармоничны. Пост, приводящий к унынию — не пост. Пост — это работа над своими страстями с Божьей помощью. Все должно быть в меру и благоразумно — но должно быть! Мы поём на богослужении: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Вот истинный смысл Великого поста. И он должен быть приятен нам в осознании его нужности и Богу, который любит нас и желает нашего совершенствования и вечной жизни с Ним.

Автор: Роман Билибин

Поделиться ссылкой: