• 0
    Корзина

ПУБЛИКАЦИИ

11.07.2019

В Чечене обнаружены уникальные артефакты, связанные с жизнью легендарной царицы Тамары

О некоторых «письменах» найденных в Чеченской Республике, могущих помочь найти места захоронения грузинской царицы Тамары

История народов является связующим звеном между прошлыми поколениями и современниками, которые при правильном подходе и ее изучении указывают на путь и вектор развития народов. Облегчают дальнейшее движения вперед к развитию народов и государств с учетом прошлых ошибок и достижений предыдущих поколений. Поэтому, для любого народа задумывающегося о своем будущем важно знать и изучать историю, перенимать опыт для того, чтобы  избегать ошибок прошлого. Сегодня по милости Всевышнего, у чеченского народа появился очередной мирный промежуток времени в его истории, когда он может вплотную заниматься своим историческим прошлым, за последние столетия, таких периодов нам известно не много. Одним из них является небольшой промежуток истории, после окончания большой Кавказской войны в 19 веке, когда такие чеченские этнографы и историки, как Умалат Лаудаев (выходец из чеченского народа) смогли внести свой вклад в изучение родного края, языка и истории. После крушения Российской Империи и становления Советского власти на Кавказе, был так же небольшой промежуток времени, до выселения чеченцев и ингушей в Среднюю Азию и Казахстан. После этого наступил период оттепели, когда после возвращения чеченцев на родину была воспитана целая плеяда выдающихся представителей чеченской интеллигенции, занимавшихся изучением истории, обычаев и традиций чеченского народа. Но даже этот процесс проходил под строжайшим надзором власти, цензоры которой контролировали каждое слово, каждое направление в изучении истории, и она по большей мере ограничивалась периодом Большой Кавказской войны.
Более ранняя история чеченского народа, предшествовавшая периоду XVIII-XIX векам, практически известна только малому кругу специалистов, в том числе и история взаимоотношений чеченцев с соседними племенами и народами. Знания об этих отношениях сохранились практически только в форме фольклора – так называемых «изустных преданий», мифов и легенд, которые передавались из уст в уста от поколения к поколению. Однако, нельзя недооценивать мифы и легенды народов. Как и все устное творчество, мифы, предания и легенды дает богатый материал для понимания прошлого, тех процессов, через которые прошли предыдущие поколения народа.

Сегодня в чеченском обществе возник большой интерес к истории своего прошлого. В принципе такой интерес был всегда, но реализовать его в прошлые годы было практически невозможно. Сегодня историки и любители пишут об отношениях и причастности чеченского народа ко многим мировым культурам и  цивилизациям, начиная от шумера, майя и до этрусков, отчасти даже пытаясь бравировать этим перед соседями. Однако, для сегодняшнего мира и благополучия в народе, гораздо важней освещать не историю древнего мира и причастности чеченцев к цивилизациям Передней Азии и Южной Америки, а сколько найти, зафиксировать и сохранить факты дружеских, родственных и добрососедских отношений с нашими ближайшими соседями. Народами и государствами Закавказья: Арменией, Грузией, Азербайджаном. Народами Дагестана: аварцами, лакцами, даргинцами, лезгинами, кумыками и т.д. Остальными народами Северного Кавказа, включая казачества. Ведь наши предки поколениями жили бок о бок с этими народами, делили радости  и горести, имели родственные и иные взаимосвязи.  И эти взаимосвязи сегодня очень важно развивать и укреплять на хороших примерах прошлого и современности. Народ Шумера и Этрурии давно сгинули в лету, а с армянами, грузинами, дагестанцами и другими народами Кавказа и России нам предстоит жить и развиваться  дальше, и поэтому очень важно знать и помнить о том, как наши предки на протяжении тысячелетий сосуществовали с этими народами и племенами.

Слава Богу, несмотря на столетние запреты исследований в этих направлениях, несмотря на периодически уничтожаемое  культурное достояние и рукописи, все же факты о наших добрососедских отношениях и вековых взаимоотношениях с Арменией, Грузией и Дагестаном сохранились у наших соседей.  Они и сами не раз поднимали эти темы, делились архивными материалами и публиковали свои исследования. Достаточно сказать, что самые первые упоминания о «нахчаматеанах» (чеченцах), сохранились лишь в армянских источниках, только за это стоит им быть благодарными и развивать с ними дружеские отношения. То же самое можно сказать и о грузинах, дагестанцах и прочих народах Большого Кавказа. Есть в нашем распоряжении и еще богатый материал – это мифы и легенды, которые при тщательном изучении и анализе дают очень богатую и насыщенную информацию о нашем прошлом, о взаимоотношениях с соседними народами и государствами. На одну из таких легенд я хотел бы акцентировать внимание в этой статье.
Народный фольклор: мифы, легенды,  относятся  к изустным преданиям. Хоть они и  склонны приукрашивать и искажать  факты исторического прошлого, но все же, в их основе лежат   исторические события, некогда пережитые этим народом. Как справедливо утверждает профессор В.Г. Гаджиев «Следует особо подчеркнуть, что предания,  являясь жанром устного народного творчества, отражают народные представления о тех или иных событиях», то есть событиях имевших место быть в истории. [1]

Подчеркивая значимость материалов устного народного творчества В.Г. Гаджиев пишет: «Критический источниковедческий анализ этих памятников, сравнение и сопоставление сведений с данными письменных источников  позволяют правильно решить сложные и противоречивые явления истории». [2]

Таким образом, можно утверждать, что изустные предания: мифы и легенды являются богатым историческим материалом, которые следует пропустить через сито критического анализа, подкрепить историческими документальными свидетельствами,  археологическим материалом и таким образом получить полную истинную картину прошлых событий.

Учитывая выше сказанное, в 2018 году, мною в рамках проекта чеченского отделения Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орел», было проведено ряд экспедиций в горную часть Чеченской Республики под названием «Зов предков», с целью сбора полевого материала: рассказов, мифов и легенд, фиксация петроглифов на надгробных камнях и развалинах башенных комплексов.  В этой экспедиции мы побывали в Терлоевском ущелье, где обследовали развалины ряда заброшенных сел на предмет наличия древних петроглифов на останках разрушенных домов и башенных комплексов, которые могли бы дать нам некую информацию, и направления поиска исторического материла. Таким образом, нами были исследованы ряд селений Терлоевского ущелья.  Найдены артефакты с изображенными на них петроглифами, подтверждающие бытующие среди чеченского народа легенды и мифы о древней истории этого края, о близких контактах с соседними народами. В том числе дающий богатый материал о дохристианских и доисламских верованиях, о времени и путях проникновения христианства в чеченское общество.  О наличии в чеченских горах отгадок на тайну исчезновения загадочных рыцарей – храмовников – тамплиеров и захоронении царицы Тамары.
В нашей экспедиции в Т1ера-мохк мы собрали и записали  устные предания старожилов этого ущелья, которое, несмотря на ее некий мифологизм, повествует о тесных контактах чеченцев с легендарной грузинской царицей Тамар.  Известный общественный деятель Чеченской Республики, член Общественной палаты ЧР -Ибрагим Базаев, который является выходцем из терлоевского ущелья и принадлежит к тайпу (роду) терлой, рассказал нам об услышанной им от отца и деда легенде о дружбе терлоевцев и непосредственно, одного из его родоначальников Берг-Бичи (Бийриг-Бичи) и грузинской Царицы Тамар.  О том, как грузинская царица Тамара, которая, согласно историческим данным, была царицей земель начиная от Черного моря, Каспия и до реки Терек, гостила у терлоевцев и имела с ними близкие доверительные отношения. Основываясь на это предание, мною было высказано предположение, что есть вероятность того, что царица Грузии Тамар после ее кончины была захоронена в этом ущелье на современной территории Чеченской Республики, о чем также имеются предания у представителей рода терлой. Тема эта настолько интересна  и важна в понимании взаимоотношений чеченцев с соседними народами и нашего участия в политических процессах этих народов, что ее значимость трудно переоценить. Напомню, что о месте захоронения легендарной царицы до сих пор доподлинно ничего не известно. Существуют лишь версии и предположения, которые не были подтверждены в при неоднократном исследовании и поиска могилы царицы Тамар.

Буквально за три дня после публикации нашего рассказа и публикации соответствующей статьи на сайте Общественной Палаты ЧР и видео материала в  Ютубе (YouTube – см. Ислам Сайдаев «Чеченцы и царица Тамара») на русском и чеченском языках, оба ролика набрали десятки тысяч просмотров.  А количество посещений туристами Терлоевского  ущелья после этих публикаций значительно возросло.
В июне 2019 года,  эта чеченское  предание  получило еще одно подтверждение. Группа чеченских археологов (которая занимается фиксацией древних знаков и ведет другие археологические исследования, в том числе восстановление башенных комплексов в горной Чечне), в местечке Элд-Пха, что находится не далеко от башенного комплекса Никарой в Терлоевском ущелье, обнаружила камень в кладке стены с надписью на древнем грузинском алфавите. Согласно информации опубликованной на официальной странице чеченских археологов в Инстаграм (см. archeolog_chr), надпись, выполненная Грузинским шрифтом асомтаврули читается как «Тамр». При этом подчеркивается, что этот древнегрузинский алфавит использовался в Грузии 10-12 в, что совпадает с датой властвования в Грузии царицы Тамар.  Эта надпись на развалинах одного из строений может являться косвенным подтверждением правдивости рассказанной нам в Терлойском ущелье истории о дружбе царицы Тамар и терлоевского князя Берг-Бичи (Бийриг-Бичи), и о взаимоотношениях  царицы Тамары с чеченцами. Учитывая то, что чеченцы часто использовали камни разрушенных башен и строений культового характера для  возведения новых объектов, не исключено, что камень мог быть ранее частью склепа  с захоронения царицы Тамар, разрушенного при последующих нашествиях завоевателей.

В этой связи интересна и сама фигура предполагаемого родоначальника рода терлой – Берг-Бичи. Само то, что среди чеченского народа имелся князь, у которых как известно князей никогда не было в силу родоплеменного уклада общественных отношений, говорит о том, что этот титул мог быть получен им только от царствующих особ представителей феодально- монархистского  строя сопредельного государства. Такой прецедент в истории чеченского народа зафиксирован не единожды. К примеру, из  истории  князей чеченского рода Дишни (Итум-Калинский район), известно, что этот титул им был дарован грузинскими вельможами.  Так как в рассматриваемый нами период X-XII века, никаких внешнеполитических сношений   горцы с Россией не имели, можно предположить, что Берг-Бичи так же получил свой титул князя от царей или царицы Грузии, о чем свидетельствуют и наши источники. В анналах истории Грузии так же известно о князе Берг-Бичи, как о грузинском князе, что так же косвенно подтверждает о взаимосвязи чеченских горцев с царицей  Тамар.
Конечно, основывать свои выводы только на одной найденной надписи было бы не разумно и не научно. Говоря о взаимоотношениях грузин и чеченцев, нужно отметить, что подобных материалов имеется довольно много. Если же говорить сугубо о грузинском алфавите используемом, якобы, чеченцами в древности, то эта надпись, найденная в  2019 году  не единственная надпись такого рода, обнаруженная на территории Чеченской Республики.  Одним из таких  описанных и опубликованных находок являются древние чаши с надписями на асомтаврули. Они были так же  обнаружены этой же группой археологов в приграничной с Грузией районе Ц1ой-Пхеде в 2016 году.  Как сообщается на официальной странице чеченских археологов в Инстаграм (archeolog_chr), результат радиоуглеродного анализа  образцов под номером 1 и 2 (см. Рисунок – 1), который является деревянной чашей и деревянным бакалом с древней письменностью асомтаврули из склепа номер 10, некрополя Ц1ой-Пхеде, показал, что эти предметы были изготовлены в 1347 году. Что согласно выводу археологов, дает нам ответ на то время, когда чеченцы использовали древнегрузинский алфавит асомтаврули в качестве своей письменности.

Хотя я бы на основании того, что у нас найдено только несколько артефактов с данным алфавитом, а в Грузии имеется богатая документальная база – книги на данном алфавите и т.д. не спешил бы с утверждениями, что этот алфавит был сугубо грузинским и был заимствован нами у грузин. Тем более, что согласно историческим документам царство царицы Тамар простиралось далеко за пределы нынешних границ грузинского государства. То, что у чеченцев не сохранилось письменных свидетельств  широкого использования этой письменности и доказательств ее происхождения, а у Грузии они имеются в достатке, еще не говорит о том, что эта письменность была нами заимствована у грузин. Возможно, этот алфавит был создан или развился на основе алфавита древней Албании, как и сам древнегрузинский алфавит, который, согласно некоторым источникам, был разработан армянским христианским миссионером и просветителем Месропом Маштоцем. [3]

Даже поверхностное сопоставление армянского алфавита, древнегрузинского и албанской письменности говорит о том, что они имеют одну основу (см. Рис. -2,3.).

Напомню, что агванское письмо  (кавказско-албанское) является древнейшим в Восточном Закавказье. Агванское письмо содержит около 52 графем, оно развилось в тесной связи с армянским письмом. Как и в армянском письме, агванские буквы могли иметь числовые значения. Это письмо применялось местной монофизитской церковью Кавказской Албании в 5 – 9 вв. Столица античной Албании (Агвани, Агванира) – Кабалака. При Сасанидах ею стал город Партав, а позже – Шахе (Нухпато).
Древнейшей областью Агвани была северная часть долины Куры к югу от впадения в нее  Албан (арм. Алуан, груз. Алазани). В 1 тыс. до н.э. здесь начинают формироваться ранние городские общины, в том числе древняя столица Агвани – Кабалак. Население страны было полиэтническим, его основу, видимо, составляли народности, говорившие на нахско-дагестанских языках (эры-раны, суджи, гелы, отены-уты и др.).
Памятников агванского письма осталось очень мало (в основном лапидарные надписи и граффити. [4]

Свидетельства об общих истоках  агванского письма и асомтаврули и использования последнего грузинским государством   подтверждается многими источниками. Это значит, что и чеченцы использовавшие асомтаврули, а по моему мнению, ранее использовавшие и агванское письмо имели отношение к этим народам и государствам.  И это  не единственные надписи на этом древнем  шрифте  асомтаврули найденные в горах Чеченской Республики. Такие же находки были сделаны и описаны в научных трудах  в 1975-76 годах. (см. Рис. – 1, образцы под номером 3 и 4)
Эта лишь та часть, которая была описана и исследована специалистами. Одним из известных артефактов так же является обнаруженный нами во время нашей экспедиции «Зов предков», а позже и другими исследователями, надгробный камень – «чурт» в с. Кхенах, Терлоевском ущелье (см. Рис. -4), о котором профессор Грузинского Государственного Университета, академик Авто Арабули сделал следующее заключение:
«Камень очень интересен своей архаикой. Что касается письма, то с определенностью можно сказать, что изображенные знаки являются грузинскими буквами, но они никак не могут быть восприняты как грузинский текст. Первая (верхняя) буква является военной (мхедрули) буквой «Г». Вторая буква — из шрифта заглавных (асомтаврули-мргвловани) букв — «П», а третья буква из церковного шрифта нусхахуцури, но может быть и «К», и «В», и «хое» ჰ.  Таким образом, здесь нет единого текста и скорее всего, грузинскими буквами писался какой-то вайнахский текст», — утверждает профессор.

Учитывая то, что большинство найденных в Чечне надписей, сделанных, якобы, на древнегрузинском алфавите асомтаврули или ином грузинском шрифте, не имеют смыслового значения в переводе на чеченский, о чем свидетельствует и выше приведенный пример, прокомментированный профессором А. Арабули, мы можем предположить, что мы имеем дело с агванским алфавитом, письмом государства Кавказской Албании.  Есть так же большая  вероятность того, что буквы алфавита обнаруженные на надгробном камне и других артефактах, есть пример чисто  чеченского алфавита разработанного на основе албанского алфавита или на основе древне грузинских алфавитов. Нельзя так же исключить и то, что албанский (агванский) алфавит является универсальным чеченским алфавитом, который использовался в Кавказской Албании, народы которого говорили на нахско-дагестанских наречиях, а позже на его основе были созданы асомтаврули и другие грузинские алфавиты. Все эти версии имеют право на существование и могут быть доказаны или опровергнуты в результате скрупулезного анализа и исследования этого вопроса.  А пока нет  опровержения этой версии, мы  можем смело утверждать, что мы имеем дело с чисто чеченским алфавитом эпохи зороастризма и раннего периода  проникновения и утверждения христианства среди албанских народов.
Существует еще одна ставшая известной надгробная стела, на которой предположительно грузинским или  агванским алфавитом написано имя усопшего. Камень обнаружен любителями истории несколько лет назад в местности Мулкой-мохкь.

Напомним, что согласно устному преданию, опубликованному нами в 2018 году, царица Тамара какое-то время находилась в гостях у чеченцев рода терлой в Аргунском ущелье. [5]
Более того, согласно этой же легенде, элитную охрану царицы составляли именно выходцы из чеченского  рода терлой, которые по всей видимости и участвовали в ее похоронах и сокрытии места упокоения царицы Тамар.
В многочисленных беседах с представителями терлоевского общества, мною была почерпнута  информация о том, что старейшинам  этого рода была известна некая тайна о захоронении царицы Тамар, которую они тщательно скрывали. Так же и о том, что в ущелье, где проживают терлоевцы, были места куда молодежи было категорически запрещено ходить. Возможно, эти места имели недобрую славу или были связаны с древними культами или же хранили какую-то тайну.
Интересно, что историческим центром терлоевцев является с. Никара, этимология которой до сих пор остается не известной. Как утверждают некоторые источники, возможно, название топонима восходит к грузинскому «ник1ора» – «белолобый»; или таджикского — «нигора» – «красавица». [6]
Совершенно очевидно, что оба этих названия совершенно не соответствуют тому назначению, которое носило это замковое укрепление.  Чтобы понять истинный смысл и значение топонима Никара, нужно сначала ознакомиться с его историей и архитектурой.

Итак, Терлой-мохк является исторической областью горной Чечни, территорией проживания чеченского общества терлой с  центр с. Никарой. Ныне территория входит в Галанчожский и Итум-Калинский районы Чеченской Республики.

Терлой-мохк граничит на западе — с Кей-мохк, на востоке — с Дишни-мохк, на юге — с Майста, на севере — с Нашха, восточная граница региона проходила по левому берегу реки Аргун. По территории Терлой-мохк протекают три левых притока реки Аргун: Никарой, Бархай, Бавлой.
В исторических русских документах XVI—XVII вв. неоднократно встречается наименование Терлоевского ущелья под топонимом Тарлав кабак. [7]
Согласно историческим источникам Терлой-мохк в прошлом был очень густо населён, в ущельях имелись такие селения как: Барха, Бушни, Гуро, Уйта, Ушна, Эльдапха, Сенахой, Моцкара, Никарой, Бавла. Многие из этих населенных пунктов были башенного типа, а в черте одних, имелись замки. [8]
Выход из Терлойского ущелья и дорога в Грузию, которая проходит вдоль левого берега реки Аргун, прикрывались замком Кирд-Бавнаш, хозяином которого по чеченскому преданию был, тот самый родоначальник терлоевцев, некий князь Берг-Бичи. [9]

В селении Элда-пха, где и обнаружен камень с надписью на асомтаврули – «Тамр» (см. Рис. -5), имелось три боевые башни.

На сегодняшний день одна башня целиком разрушилась, от нее осталось лишь основание. Две другие сохранились по два этажа. Боевые башни и поселение Элда-пха согласно преданию связано с именем Элди Талата.[10]
В Моцкара имеются десятки жилых башен и два замка. Один из которых состоит из двух пристроенных друг к другу жилых башен, а второй — одна боевая башня и три жилые, огороженные каменной стеной, высота которой составляет более двух метров. На стене одной из башен имеются петроглифы: крест в круге и спираль. [11]
У селения Моцкъара, рядом с кладбищем, на которой имеются наземные склеповые могильники и поздние мусульманские захоронения, имеется языческое столпообразное святилище. Стены этого святилища сделаны из плитняка серого цвета на известковом растворе, отштукатуренные и побеленные  желтоватой известью. Кровля у святилища пирамидально-ступенчатая. Высота строения — составляет более двух метров. А со стороны фасада есть ниша стрельчатой формы. [12]

Интересующее нас селение Никара, рядом с которым находится селение Элда-пха (с найденной надписью «Тамр»),  по мнению некоторых исследователей, являлся одним из старейших поселений в Терлой-мохке, которое к тому же являлся культовым центром и столицей терлойцев. Свидетельствовать об этом могут и развалины больших построек, древнейшие из них можно отнести к II—I тысячилетию до н. э. [13]
В поселении Никара сохранились не менее десятка жилых башен, эти башни имеют три или четыре этажа, одна из них пятиэтажная полубоевая башня, другая боевая башня с кровлей напоминающей пирамидальные ступени. Башни эти ступенями спускаются вниз по склону, комплекс которых представляет собой замок. Селение Бушни, имеются руины жилых башен, возведенных из огромных камней напоминающих циклопическое строение. [14]

Таким образом, если царица Грузии и могла быть захоронена в Терлоевском ущелье, то вероятней всего это могло произойти в ее столице или окрестностях. В этой связи интересен сам топоним Никара, значение которого, как я уже отметил, остается затемненным.

Учитывая тот факт, что в доисламский период часть территории современной Чеченской Республики дважды подвергалась миссионерской деятельности христианства, и горцы-чеченцы (в грузинских источниках — кистинцы), частично были христианизированы, мы можем предположить, что этимология топонима Никара имеет отношения как минимум к латинскому языку.

Таким образом чеченский топоним Никара, может являться производным от греческого   «некрополь»,  что   дословно означает -  «город мёртвых», (др. -греч. νεκρός — мёртвый, πόλις — город).  Некрополи — комплекс погребений известны по всему миру от древности до наших дней -  большое кладбище (подземные галереи, склепы, камеры), расположенное на окраине городов.  Некрополи встречаются по всему древнему и современному миру от древнего  Египта, Малой Азии, Этрурии, до современного Рима, Мексики и т.д. Самыми знаменитыми некрополями, например, являются: Дипилонский некрополь в древних Афинах, в Древнем Египте — некрополь города Фивы с гробницами фараонов и знати, и многие другие сооружения. Некрополем также обычно называли могильник или место большого количества захоронений.
Некрополи этрусков по масштабам напоминают скальные гробницы стран Востока и не имеют аналогов в древнегреческой или древнеримской архитектуре. Знать строила их для обеспечения своей загробной жизни в виде дворцов, повторяющих планировку жилых домов. Склепы украшались фресками и заполнялись драгоценной утварью.[15]

Учитывая, что в древности в селении Никарой находилось культовое место «Меркан нане» – Матери страны (стоял храм, посвященный Матери страны), обряд поклонения которой  существовал и у  грузин, то можно смело предполагать, что это место являлось идеальным  для захоронения царицы Тамары – как реинкарнация  божества  — женщины-воительницы, женщины- матери. [16]

Таким образом, современные находки древних письмен в Чеченской Республике, предположительно  на асомтаврули, а возможно и на агванском алфавите, дают нам новые направления для исследований и указывают на активное взаимодействие кавказских народов друг с другом, в том числе могут быть началом удивительных открытий и ответов на некоторые загадки истории.

Ислам Сайдаев — руководитель Чеченского отделения Общества развития русского исторического просвещения просвещения «Двуглавый Орел».

Источники:

  1. Гаджиев В.Г. Предисловие к: «Б.Г. Алиев. Предания и легенды народов Дагестана// Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII-нач.XIX в. Махачала 1981. С.146.
    2. Гаджиев В.Г. Разгром Надир-шаха в Дагестане. Махачкала, 1996. С.237.
    3. К.В. Тревер. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н.э. – VII в. н.э... -М. -Л., 1959 г.   Азия на рубеже древности и средневековья. Закавказье в IV –XI вв. история Востока. – Восточная литература, 1995. – Р.34-41.
    4. Агванское письмо Wikipedia.org
    5. Ислам Сайдаев «Где захоронена Царица Грузии Тамара или предания о том, как Тамара у чеченцев гостила» WWW. Opchr.ru.
    6. Топонимический словарь Кавказа. А.В. Твердый. 2011.
    7. Волкова Н. Г. Глава V. Вайнахи // Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа / Волкова, 1973, с. 148.
    8. Леча Ильясов. «Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции». — Москва, 2004. — ISBN 5-9128—0013-9. Ильясов, 2004, с. 333.
    9. Система сторожевых поселений, замков и башен горной Чечни. Великая сигнальная система rgo-sib.ru   Русского географического общества Новосибирск.
    10. Леча Ильясов. «Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции». — Москва, 2004. — ISBN 5-9128—0013-9.
    11. Леча Ильясов. «Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции». — Москва, 2004. — ISBN 5-9128—0013-9.
    12. Леча Ильясов. «Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции». — Москва, 2004. — ISBN 5-9128—0013-9.
    13.    Леча Ильясов. «Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции». — Москва, 2004. — ISBN 5-9128—0013-9.
    14.    Леча Ильясов. «Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции». — Москва, 2004. — ISBN 5-9128—0013-9.
    15. Ирина Портнягина. Античность. Этрурия и этруски, Энциклопедия для детей. Всемирная история, 2001 г., с.143-147.
    16.   Л.Ильясов Терлой – чеченский тукхум. Терлой-Мохк. Lechailyasov.com.

АВТОРЫ, ПУБЛИКАЦИИ

Нашли опечатку или ошибку на сайте? Выделите её и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».